Почему важно уметь говорить «нет» и как научиться отказывать без чувства вины
Так бывает: коллега просит о помощи в проекте, а у его визави собственное расписание переполнено. В такие моменты возникает дилемма: согласиться, чтобы не показаться бестактным и бессердечным, или отказать, рискуя испортить отношения. Нередко мы выбираем первый вариант, особенно если с коллегой связывают хорошие отношения. Однако такой выбор, скорее всего, приведет к снижению как собственной продуктивности, так и результативности коллеги — будут «завалены» оба проекта, потому что успеть справиться с таким объемом работы было просто невозможно. И это было очевидно с самого начала, но отказать в помощи коллеге казалось неприемлемым, потому что важно было почувствовать себя хорошим товарищем, хоть и с риском для собственных дедлайнов и качества работы.
Умение отказывать — это не проявление эгоизма, а элемент профессиональной и личностной зрелости. В деловых коммуникациях отказ нередко говорит о способности расставлять приоритеты и рационально управлять своим временем. Здесь установка «Я обязан» может оказаться губительной.
Умение отказывать — это не проявление эгоизма, а элемент профессиональной и личностной зрелости. В деловых коммуникациях отказ нередко говорит о способности расставлять приоритеты и рационально управлять своим временем. Здесь установка «Я обязан» может оказаться губительной.
Принцип, который помогает в бизнес-среде говорить «нет» без жесткого внутреннего дискомфорта — это отделение профессиональных задач от личных отношений. Если отказ основан на объективных внешних факторах, таких как загруженность, а не на эмоциях, он звучит корректнее и воспринимается легче. Больше вероятность, что другая сторона тоже рационально подойдет к вопросу и не станет обижаться. Хотя и эту реакцию нужно допускать и уметь выдерживать, ведь просто невозможно быть всегда и для всех хорошим и комфортным.
Когда решение об отказе принято, нужно правильно его сформулировать. Отказ должен быть твёрдым, но тактичным и вежливым, элегантным. Ведь нет задачи — задеть собеседника.
К тому же, вместо прямого «нет» можно предложить альтернативу. Например, назвать отложенный срок своей готовности помочь: «Через 3 дня я сдам свой проект и готов буду подключиться к твоему». А еще можно подсказать коллеге, к кому ещё можно обратиться. Например, «Я знаю, что в отделе развития недавно появился стажер, который ищет, чем себя занять. Возможно, он сможет тебе помочь, а заодно и получит ценный опыт». Или еще вариант: предложить помощь в несколько усеченном формате. Например, в виде консультации: «Сейчас у меня горят сроки по проекту, но, если ты просто хочешь обсудить несколько идей, я готов выделить 15 минут, чтобы подумать вместе»). Такой подход показывает, что товарищ не игнорирует проблемы коллеги, а готов помочь — стратегически, не жертвуя собственными ресурсами. Так, можно помочь коллеге решить его проблему, не принося в жертву своё время и ресурсы и при этом сохранить товарищеские отношения.
Когда решение об отказе принято, нужно правильно его сформулировать. Отказ должен быть твёрдым, но тактичным и вежливым, элегантным. Ведь нет задачи — задеть собеседника.
К тому же, вместо прямого «нет» можно предложить альтернативу. Например, назвать отложенный срок своей готовности помочь: «Через 3 дня я сдам свой проект и готов буду подключиться к твоему». А еще можно подсказать коллеге, к кому ещё можно обратиться. Например, «Я знаю, что в отделе развития недавно появился стажер, который ищет, чем себя занять. Возможно, он сможет тебе помочь, а заодно и получит ценный опыт». Или еще вариант: предложить помощь в несколько усеченном формате. Например, в виде консультации: «Сейчас у меня горят сроки по проекту, но, если ты просто хочешь обсудить несколько идей, я готов выделить 15 минут, чтобы подумать вместе»). Такой подход показывает, что товарищ не игнорирует проблемы коллеги, а готов помочь — стратегически, не жертвуя собственными ресурсами. Так, можно помочь коллеге решить его проблему, не принося в жертву своё время и ресурсы и при этом сохранить товарищеские отношения.