Как изменились нормы этикета?
Почему люди пренебрегают правилами хорошего тона?
Почему люди пренебрегают правилами хорошего тона?
Когда речь заходит об изменении нравов в обществе, ориентироваться только на молодежный сегмент, пожалуй, не стоит. Ведь, строго говоря, во все времена старшее поколение предъявляло претензии к молодежи. Меняются взгляды, идеалы, жизненные позиции — соответственно, и норма поведения может стать другой, не привычной для старших. Но это ведь не обязательно означает окончательное падение нравов.
И конечно же, никто не отменял традиционный бунт юного возраста с его демонстративным пренебрежением к традициям и правилам, с горячим желанием выделиться, показать свою индивидуальность, привлечь внимание. В целом же, молодежный стиль общения обычно более простой и раскрепощенный, со своим сленгом, сокращениями, эмоджи и мемами. Это этикет некоей субкультуры, локальная система «свой-чужой». Но как правило, это явление не постоянное: молодежь во все времена отличалась своей специфической формой коммуникации — стоит ли судить о нынешнем духе времени лишь по этому фактору?
И конечно же, никто не отменял традиционный бунт юного возраста с его демонстративным пренебрежением к традициям и правилам, с горячим желанием выделиться, показать свою индивидуальность, привлечь внимание. В целом же, молодежный стиль общения обычно более простой и раскрепощенный, со своим сленгом, сокращениями, эмоджи и мемами. Это этикет некоей субкультуры, локальная система «свой-чужой». Но как правило, это явление не постоянное: молодежь во все времена отличалась своей специфической формой коммуникации — стоит ли судить о нынешнем духе времени лишь по этому фактору?
И все же определенная тенденция в части изменения стиля общения есть. Так, например, во время проведения корпоративного обучения в каждой второй организации деловые люди более старшего возраста жалуются мне, что молодёжь хоть и не грубит, но в переписке напрочь игнорирует обращение по имени. То есть «Здравствуйте!» вместо «Ольга Петровна, добрый день!». Любопытно, что порой представители юного поколения вообще опускают приветствие именно в мессенджерах. И это связано не с дурными манерами, а с логикой, которой руководствуется молодежь. Смысл, якобы, в том, что, в отличие, например, от переписки в электронной почте, где каждое новое письмо — этой новый разговор, в мессенджере ведется один единственный довольно продолжительный диалог, который время от времени просто ставится на паузу, но здороваться каждый раз нет смысла, ибо из диалога полноценно мы ни разу не выходили. Большой объем онлайна, вообще, оказывает довольно серьезное влияние на специфику формирования культуры коммуникаций. Ведь в сети, порой, создается впечатление, что за свои слова вообще можно не отвечать — достаточно спрятаться за аватаркой с котиком и спокойно писать довольно обидные комментарии, не отвечать на входящие сообщения/звонки или быть не слишком вежливым по отношению к малознакомым людям.
При этом нередко говорят, что нынешняя молодёжь не очень эмпатична, потому что большая часть их коммуникаций приходится на онлайн, а не на взаимодействие с «живыми» людьми. Однако по собственному опыту общения со студентами могу сказать, что современная молодёжь во многом кажется более открытой и толерантной. Их волнует не столько этикет с его внешними проявлениями приличий, сколько именно этика: в какой мере с морально-нравственной точки зрения допустим тот или иной поступок. Современные молодые люди могут быть порой не такими деликатными, как хотелось бы, но есть стойкое ощущение, что с точки зрения этической оценки окружающей реальности, они дадут фору представителем других поколений. Это, собственно, вполне логично: в современном медиапространстве довольно продолжительное время фигурирует тема «новой этики», так что молодёжь берет эти идеи «не с потолка».
Любопытно, что даже дружный переход многих компаний на гибкий или удаленный формат работы тоже в какой-то мере способствует более демократичному подходу к вопросу этикета: внешний вид и манера общения упрощаются. Как и упрощаются требования к посещению театра, музея или ресторана.
И вообще, кажется, что современный мир становится более лояльным и демократичным в части многих элементов этикета и протокола. Мы довольно часто видим это на примере лидеров государств, правительств и других известных личностей: порой складывается ощущение, что даже на самом высоком уровне дресс-код уже не так строго соблюдается, церемонии не так педантично проводятся, а манера общения нынче уже не такая выверенная. Но пока все же такие нарушения традиционно принятых в обществе норм поведения довольно серьёзно бросаются в глаза, а значит, что это все ещё исключения, а не правило.
Важно, что в целом мы прекрасно помним, что сам этикет зиждется на уважении: к другим людям, к их времени и точке зрения, к культуре и традициям, к чужой религии и т. д. И лично по моему мнению, несмотря на некое послабления социальных правил (по сравнению, например, с общественными устоями XIX века), хамство и грубость нормой не становятся. И хотелось бы надеяться, что и не станут. Может быть, наши современники соблюдают чуть меньше ритуалов в речи и поведении, но все ещё отдают себе отчёт в том, что этикет — это универсальная форма выстраивания коммуникации с малознакомыми людьми в непривычных ситуациях. Если не уверен, как корректно поступить — опирайся на правила этикета. Этикет помогает нам сосуществовать в обществе. Я убеждена, что пока эта истина все ещё живёт и помогает нам избегать бесконечных межличностных конфликтов на бытовом уровне по каждому пустяку.
При этом нередко говорят, что нынешняя молодёжь не очень эмпатична, потому что большая часть их коммуникаций приходится на онлайн, а не на взаимодействие с «живыми» людьми. Однако по собственному опыту общения со студентами могу сказать, что современная молодёжь во многом кажется более открытой и толерантной. Их волнует не столько этикет с его внешними проявлениями приличий, сколько именно этика: в какой мере с морально-нравственной точки зрения допустим тот или иной поступок. Современные молодые люди могут быть порой не такими деликатными, как хотелось бы, но есть стойкое ощущение, что с точки зрения этической оценки окружающей реальности, они дадут фору представителем других поколений. Это, собственно, вполне логично: в современном медиапространстве довольно продолжительное время фигурирует тема «новой этики», так что молодёжь берет эти идеи «не с потолка».
Любопытно, что даже дружный переход многих компаний на гибкий или удаленный формат работы тоже в какой-то мере способствует более демократичному подходу к вопросу этикета: внешний вид и манера общения упрощаются. Как и упрощаются требования к посещению театра, музея или ресторана.
И вообще, кажется, что современный мир становится более лояльным и демократичным в части многих элементов этикета и протокола. Мы довольно часто видим это на примере лидеров государств, правительств и других известных личностей: порой складывается ощущение, что даже на самом высоком уровне дресс-код уже не так строго соблюдается, церемонии не так педантично проводятся, а манера общения нынче уже не такая выверенная. Но пока все же такие нарушения традиционно принятых в обществе норм поведения довольно серьёзно бросаются в глаза, а значит, что это все ещё исключения, а не правило.
Важно, что в целом мы прекрасно помним, что сам этикет зиждется на уважении: к другим людям, к их времени и точке зрения, к культуре и традициям, к чужой религии и т. д. И лично по моему мнению, несмотря на некое послабления социальных правил (по сравнению, например, с общественными устоями XIX века), хамство и грубость нормой не становятся. И хотелось бы надеяться, что и не станут. Может быть, наши современники соблюдают чуть меньше ритуалов в речи и поведении, но все ещё отдают себе отчёт в том, что этикет — это универсальная форма выстраивания коммуникации с малознакомыми людьми в непривычных ситуациях. Если не уверен, как корректно поступить — опирайся на правила этикета. Этикет помогает нам сосуществовать в обществе. Я убеждена, что пока эта истина все ещё живёт и помогает нам избегать бесконечных межличностных конфликтов на бытовом уровне по каждому пустяку.