Почему брендированные антисептики для рук и одноразовые подарки — это моветон
В преддверии новогодних праздников люди задумываются, что подарить коллегам и бизнес-партнерам. Можно ли отказаться от дорогого подарка? Что учитывать при выборе сувенира, чтобы не оскорбить и не обременить визави? И какие подарки в тренде? Стоимость подарка Кроме творческого подхода, при выборе подарка важно учитывать деловой этикет, законодательство, внутренние корпоративные документы и профессиональную этику. Пожалуй, первый критерий — это стоимость. У большинства крупных компаний и корпораций (например, в «Сбере» или «Газпроме») есть кодекс корпоративной этики, где четко прописаны правила получения и дарения бизнес-сувениров. Поэтому сначала лучше запросить в соответствующем департаменте нужную информацию – это проявление хорошего тона и ответственности при ведении дел и коммуникаций. Зная внутренние ограничения на получение подарков у деловых партнеров, можно избежать неловкой ситуации, когда изготовленный по индивидуальному заказу презент не смогут принять.
Согласно законодательству РФ, презент для государственных служащих не должен превышать стоимость 3000 руб. Эту же сумму некоторые компании используют как базовое внутреннее ограничение. В целом подарок не должен обременять человека или компрометировать его. К тому же, антикоррупционную политику никто не отменял.
Этичность
Важно помнить и о морально-этических нормах. Например, традиционно косметика и парфюмерия относятся к очень личным презентам, не делового характера. Если компания-даритель сама является производителем такой продукции, лучше подумать об альтернативных бизнес-презентах. Даже самый эффективный и инновационный антицеллюлитный крем или средство от излишней потливости вряд ли порадуют делового партнера. Скорее, смутят или даже оскорбят.
Такая же логика действует в отношении, например, производителей постельного белья или алкогольной продукции: ящик пива – далеко не лучший корпоративный подарок. Шампанское тоже не всегда является универсальным решением на Новый год. Так, мусульманам вообще нельзя дарить алкоголь, а французы не поймут, если получат в качестве презента игристое вино не лучшего качества.
Для поздравления иностранных партнеров важно помнить о религиозных и культурных аспектах. В Китае есть предубеждение касательно подарков, связанных с огнем (зажигалки, свечи), а для корейца плохим предзнаменованием станет сувенир, состоящий из четырех предметов (в корейском языке цифра «4» созвучна слову «смерть»).
Не стоит рассчитывать на то, что получится подобрать один универсальный вариант подарка для всех коллег, партнеров и клиентов. В моей практике был случай, когда в компании выбрали фитнес-браслеты как недорогой (модель до 3000 руб.) и актуальный для всех сувенир. Казус случился, когда сотрудники пришли вручать подарок госслужащей, с которой раньше общались только по телефону и электронной почте. Выяснилось, что у женщины серьезное заболевание, сопровождающееся набором излишнего веса и некоторым ограничением физической активности. Было крайне неловко стоять с подарочным пакетом в кабинете уважаемого человека, но так и не вручить его.
Отказ от подарка
Отказ от подарка – это крайняя мера. Такое действие воспринимается не только как грубое, но даже как агрессивное. В некоторых ситуациях это может привести к разрыву деловых отношений. Однако иногда отказ от подарка оправдан. Например, в ситуации, когда презент может быть расценен как взятка или попытка оказать давление. Нельзя принять в дар оружие или другие запрещенные вещи. Сомнительные подарки, которые могут компрометировать человека, также принимать не стоит.
Прочитать публикацию полностью можно здесь