Невербальное общение

Невербальное общение — это общение без слов, с помощью жестов, мимики, визуального контакта, дистанции и т.д.
Такая коммуникация, безусловно, играет важную роль в процессе взаимодействия людей. Но все же вряд ли передает целых 80 или даже 90% информации, как сегодня нередко рассказывают в разных источниках. Это так же не совсем корректно, как и попытка выдать заветное правило коммуникации 55-38-7 за абсолютно универсальное. Если подробнее, то считается, что 55% информации во время общения передается через язык тела, 38% — через особенности звучания голоса и речи и только 7% информации передается непосредственно с помощью слов. Однако нюанс в том, что эти цифры довольно условны — в середине прошлого века их вывел профессор Мехрабиан, который проводил серию экспериментов, чтобы доказать важность невербальных коммуникаций. Но его исследования основывались на ситуациях неконгруэнтных коммуникаций: когда суть сообщения, передаваемого по вербальному и невербальному каналу, не совпадала. К тому же речь шла не о фактической информации, которой обмениваются люди в процессе общения, а восприятия таких тонких материй, как эмоции. Поэтому смело заявлять, что невербалика на 90% помогает спокойно общаться, обходясь минимумом слов, не совсем корректно. Если бы можно было передать более половины фактов просто при помощи языка тела, то преподаватели и дикторы использовали бы сильно меньше слов в своей работе, а переводчики нам и вовсе были бы не так и нужны — ведь достаточно использовать средства невербального общения!

И все же невербальная коммуникация играет важнейшую роль в нашей жизни. Строго говоря, можно разделить всё невербальное общение на несколько основных (но не единственных) видов:

Кинесика — жесты, позы, мимика, походка.
Проксемика — дистанция общения, расположение в пространстве, организация времени.
Паралингвистика — интонация и громкость голоса, паузы, покашливание.

Для чего же вообще нужно разбираться в невербальных коммуникациях?

    • Для того, чтобы «считывать» больше информации с собеседника, нежели он передает с помощью слов.
    • Чтобы быть в состоянии предвидеть возможные дальнейшие действия визави и быть к этому готовым.
    • Верно выражать идеи и эмоции, не вводя собеседника в заблуждение двусмысленностью своего поведения.
    • Дополнять и обогащать свою речь с помощью невербальных и паравербальных средств коммуникации.
    • Налаживать контакт и поддерживать психологически-комфортную коммуникацию с собеседником.
    • Чтобы иметь возможность регулировать и управлять процессом коммуникации.

    Например, считается, что для установления хорошего контакта со своим визави во время беседы, можно воспользоваться приемом «подстройки»: как вариант, попытаться уловить его скорость речи, интонацию, громкость и постараться вести беседу в схожем ключе. Прием «отзеркаливание» предполагает, что можно аккуратно и элегантно копировать жесты и позы визави, таким образом располагая его к себе. Главное, не перегнуть палку, чтобы собеседник не подумал, что мы его дразним или просто издеваемся.

    Очень часто женщины задают вопросы об элегантных позах при сидении. И здесь опять же все зависит от ситуации и цели коммуникации: если бизнеследи участвует в переговорах, то ей стоит просто держать ноги под углом 90 градусов со сведенными коленями и лодыжками. Или немного наклонить ноги в сторону, но помнить о том, что колени и лодыжки должны оставаться вместе. Это самые нейтральные и аккуратные позы, которые не содержат никаких намеков и не отвлекают от непосредственного общения. Если можно себе позволить проявить чуть больше женственности, то допустимо закинуть ногу на ногу, но не вульгарно. Мужчины, кстати, тоже нередко сидят в такой позе, но иногда она приобретает у них несколько расслабленный формат, когда нога, которая располагается сверху, становится параллельной полу. Таким образом собеседник видит подошву обуви своего визави. И если у нас это может вызвать просто смешанные чувства, то в арабском мире это страшное оскорбление.

    Но достойны внимания не только жесты и позы. Нельзя недооценивать и мимику. Ярким примером того, как нелегко бывает общаться без возможности видеть друг друга, может выступать ситуация проведения видеоконференции с выключенной камерой у собеседника. Обычно во время офлайн-разговора мы следим за реакцией визави на наши слова: понял ли он, одобряет ли сказанное, хочет ли что-то добавить со своей стороны и т.д. Но когда мы вместо своего собеседника видим на экране лишь его фото и собственное видеоизображение, то начинаем сосредотачиваться на себе и анализе того, как сами ведем себя во время беседы, идет ли нам эта прическа, хорошо ли мы смотримся в кадре. В итоге, мы не получаем достаточной обратной связи от визави и при этом сами отвлекаемся, не сосредотачиваясь на собеседнике (мы же его не видим). А вот собеседник прекрасно видит, что мы косимся в угол экрана (на свое изображение) и часто считывает это как желание отвести взгляд (от камеры), то есть как недостаточную открытость к диалогу. Прямой взгляд в глаза — очень важный фактор для полноценного общения в западной и европейской культуре.

    Помимо прочего, известно, что точность — вежливость королей. Но ситуации бывают разные. Иногда люди сознательно заставляют других дожидаться их, тем самым транслируя некое доминирование в текущем контексте. Если же для нас самих встреча с кем-то очень важна, то, скорее всего, мы прибудем на место заблаговременно. Фактор времени также имеет культурные аспекты: так, бразилец может себе позволить немного задержаться на деловую встречу, а вот японец непременно придёт на важные переговоры за 15 минут до начала. То есть и по отношению ко времени можно многое сказать о своем визави.

    Но это все больше теория, а чем на практике могут помочь знания о невербальных коммуникациях и умение интерпретировать сигналы других людей?

    Допустим, вы находитесь на важной конференции. Во время кофе-брейка вы хотите подойти к интересующему вас человеку, но он сейчас занят разговором с кем-то другим. Как понять: стоит ли ждать окончания текущей беседы или можно к ней присоединиться?

    Если обратить внимание на позу, жесты, дистанцию и мимику собеседников можно узнать, насколько они сконцентрированы на разговоре и сосредоточены друг на друге. Например, интересующий вас человек повернут всем корпусом в сторону своего визави и сохраняет с ним довольно небольшую дистанцию, он поддерживает с собеседником непрерывный зрительный контакт, по мимике можно сделать вывод, что этот человек внимательно слушает, не отвлекаясь. В этом случае лучше не тревожить собеседников — скорее всего, у них важная беседа: подойти ради знакомства сейчас, может быть, не очень уместно и не слишком своевременно.

    А вот если интересующий вас человек стоит вполоборота к своему визави, смотрит чаще в зал и на других людей, чем на собеседника, а его поза и жесты расслаблена, то велика вероятность, что нужная вам персона не слишком заинтересована в общении со своим текущим собеседником или у них идет светский разговор о погоде — можно смело попробовать представиться и присоединиться к беседе. К тому же приватные разговоры обычно стараются вести не на людях — если они беседуют в центре толпы, то вероятность того, что это открытая беседа, возрастает.

    Какого поведения стоит избегать, чтобы произвести хорошее впечатление:

        • не нужно использовать неодобрительную мимику, закатывать глаза и цокать языком (если это не демонстративная ирония);
        • не желательно слишком много внимания уделять телефону, если рядом офлайн-собеседник – это неуважительно;
        • поворачиваться спиной к визави – дурной тон;
        • не стоит перебивать собеседника или вступать в разговор, не дождавшись паузы;
        • табу для тактичного человека – практиковать нервные движения, типа постукивания пальцами по столу, регулярно бросать взгляд на часы, зевать, публично жевать жевательную резинку;
        • любая суетливость в движениях тоже не придает шарма.

        Вообще любопытно, что иногда мы сознательно ведем себя тем или иным образом, чтобы произвести нужное впечатление или дополнить или усилить собственную речь еще и невербальными и паравербальными сигналами, а иногда – мы совершенно не думаем о том, как смотримся со стороны в данный момент, потому что не планируем вступать в коммуникацию. Но окружающие все равно, смотря на нас, делают о нас некие выводы, даже ничего о нас не зная. И если, предположим, на той же деловой конференции мы в какой-то момент расслабляемся и ведем себя слишком неформально, фамильярно, или, наоборот, чересчур зажимаемся, втягиваем голову в плечи и боязливо озираемся, то вероятно, те, кто мог бы сам подойти к нам ради установления деловых контактов (нетворкинга), скорее всего, обойдут нас стороной. Поэтому на невербальные сигналы стоит обращать внимание не только, когда речь идет о непосредственной коммуникации, но и когда это становится важной частью имиджа человека.
        Вам также может быть интересно: