Современный бизнес-этикет и новая деловая этика

Недавно во время телеинтервью Эммануэль Макрон незаметно снял с запястья часы. Эта незначительная деталь не только привлекла колоссальное внимание общественности, но и стала напрямую влиять на рейтинг президента Франции, а его администрация была вынуждена давать официальные комментарии, объясняющие жест господина Макрона и подробно описывающие модель его часов. Нужно сказать, что в последнее время вообще появляется немало схожих новостей о том, как некий политик или топ-менеджер бестактно себя повел, бренд запустил неэтичную рекламу, сотрудники жалуются на токсичную корпоративную культуру и т.п. При этом любопытно, что формально эти случаи далеко не всегда являются нарушением правил общественного поведения, норм этикета. Ведь прямых новостей на тему «Высокопоставленный чиновник перепутал очередность рукопожатий на деловой встрече» или «Представитель крупного бизнеса нарушил установленный дресс-код» сильно меньше и у них, как правило, ниже охваты и вовлеченность аудитории. Означает ли это, что в современной деловой и политической сфере этика взяла верх над этикетом? В чем отличие этих понятий и почему успешному человеку сегодня важно об этом знать. Разберемся в статье с экспертом по бизнес-коммуникациям Татьяной Барановой.

    Что такое «новая этика»

    Изначально под этикой подразумевалась философская наука о нравственности и морали. Но сегодня это направление перешло во вполне практическую плоскость, особенно в бизнес-среде. В этом разрезе чаще всего говорят о «новой этике».

    Важно сразу прояснить, что термин «новая этика» не является универсальным и всеми одинаково трактуемым. Например, Википедия сообщает, что «Из-за тенденциозного и общего названия, термин имеет проблемы с чёткой формулировкой и сталкивается с проблемой неоднозначности». И вообще в таком виде и с таким смыслом термин свойственен только русскоязычной среде.

    Условно говоря, «новая этика» — это зонтичный термин, который подразумевает максимально широкий спектр изменений в социальной повестке, которые произошли за последние 10-15 лет. Это такое «мерило» того, что сегодня считается нравственным и общественно одобряемым, а что – нет. И речь не идет о том, что люди изобрели в прямом смысле некую «новую» этику. Нет, этика осталась прежней, но с учетом определенной эволюции ценностей в обществе, несколько сдвинулись границы «нормы». То есть нельзя сказать, что сегодня начальнику кидать в сотрудников тяжелыми предметами не позволительно, а раньше было еще как можно. Такое поведение и раньше не поощрялось, но, в случае острой необходимости, накричать на подчиненного и швырнуть в него пепельницей, могло считаться оправданным с учетом определённого контекста. Сейчас никакой контекст и никакие доводы не помогут оправдать виновника. Неминуемо кара настигнет нарушителя норм профессионального поведения и морали. Так что получается, что абсолютно «новая» этика не появилась, но границы допустимого и приемлемого все же немного сдвинулись.

    Сначала «новая этика» (уже как термин) проявила себя в социальной повестке: благодаря интернету и соцсетям стало очень легко привлекать внимание общественности к локальным фактам свершившейся несправедливости и дискриминации. А потом и в бизнес-повестку пришло понятие этичного поведения делового человека, экологичной корпоративной культуры, комфортной среды в рабочем коллективе и так далее. Грубо говоря, в аббревиатуре ESG именно буква S (англ. – Social – высокая социальная ответственность) отвечает, в частности, за соблюдение норм этичной, здоровой обстановки в компании. Так что просто так «новую этику» со счетов скинуть сегодня никак не выйдет.

      Чем сегодня грозит нарушение правил «новой этики»

      В сентябре 2022 года вице-президент по закупкам корпорации Apple Тони Блевинс был вынужден покинуть свой пост после неудачной шутки. Припарковывая свой автомобиль, он дал веселый комментарий внезапно подошедшему блогеру о том, чем он занимается, если может себе позволить Mercedes-Benz SLR McLaren: «Люблю дорогие машины, играю в гольф и ласкаю большегрудых дам, но в выходные и праздничные дни отдыхаю». Нюанс состоит в том, что это переиначенная цитата из фильма «Артур» 1981 года. Но мало кто из подчиненных топ-менеджера смотрел этот фильм, зато, видеоролик с Тони Блевинсом в соцсетях собрал 1,3 млн просмотров и коллеги сочли его слова неэтичными и неприемлемыми для компании. Особенно с учетом того, что руководство Apple регулярно выступает за расширение прав и возможностей женщин. После объявления об уходе бывший вице-президент Apple грустно пошутил, что эти 25 секунд стоили ему 22 лет карьеры в корпорации.

      Другой случай, уже гораздо более близкий к нам, это история с увольнением учительницы из Барнаула за то, что она опубликовала на своей странице в соцсети фотографию с соревнований по моржеванию. В 2019 году Татьяна Кувшинникова запостила ВКонтакте фото, на котором она в спортивном купальнике с медалями и грамотами стоит на фоне проруби. Педагог потом рассказывала, что опубликовала фотографии с соревнований по зимнему плаванию с единственной целью – пропагандировать здоровый образ жизни. Но такой способ привлечения внимания к спорту не понравился родителям учеников Татьяны Кувшинниковой, а затем и ее коллегам и руководству. Учитель была вынуждена сменить работу.

      Что объединяет эти два, казалось бы, не связанные между собой кейса? Тот факт, что в обоих случаях люди лишились своих позиций в организациях, где верой и правдой работали годами. Факта претензий по профессиональному критерию к ним не было зафиксировано. Зато поведение (важно, что - вне работы), которое могло отбросить тень на работодателя, послужило поводом для увольнения. Любопытно, что ни в одном, ни во втором случае ничего откровенно вопиющего не произошло. Было что-то «на грани», что-то, что вызывает дискуссии в обществе по сей день. То есть не та ситуация, когда все уверены в разумности принятых решений. Но новая этика – она такова, она только формируется у нас на глазах, как раз за счет подобных кейсов.
        Вставка – кейс .

        Иногда не слишком этичная ситуация становится результатом не столько опрометчивого поведения непосредственного героя события, сколько – непрофессиональной подготовки или работы ответственных служб. Так, в 2022 году на церемонии вручения премии «За духовное возрождение Белоруссии» Александр Лукашенко протянул букет цветов мужчине с инвалидностью, у которого не было рук. Наверняка, организаторы мероприятия могли предупредить президента об особенностях некоторых участников, подготовить его, попробовать предусмотреть вероятность такой неловкой ситуации и заранее обдумать альтернативный вариант поздравления человека с инвалидностью. На таком уровне подобные оплошности должны быть сведены к минимуму.

        Какова сегодня роль делового этикета

        Деловой этикет сегодня так же важен, как и раньше. Никто не отменял необходимости ориентироваться в очередности приветствий и представлений, корректности рукопожатий и так далее. Но удивительным образом сегодня общество становится гораздо лояльнее к такого рода ошибкам. Мир видел Барака Обаму (в бытность свою президентом США), жующего жвачку во время присутствия на военном параде в Индии, Бориса Джонсона в качестве премьер-министра Великобритании, который позволил себе поставить ногу на стол в ходе встречи с президентом Франции, Билла Гейтса, который в какой-то момент своего визита Южную Корею положил левую руку в карман во время рукопожатия с президентом страны-хозяйки мероприятия. Мы, конечно, знаем еще множество других подобных примеров, которые демонстрируют, скорее, недостаточное знание манер, культуры поведения, такта, но не напрямую трактуются общественностью как попытка попрать мораль. Наверняка, подобные истории нередко случаются и с деловыми людьми меньшего размаха личности и уровня медийности, но о них нам мало что известно.

        Понятно одно: оплошности, связанные с незнанием этикета, как внешнего проявления правил поведения, прощают сегодня куда как более охотно, нежели ошибки, в основе которых лежит нарушение норм этики и морали.

        Причем речь идет не обязательно о личном бренде – это может быть корпоративный кейс. И колоссальный ущерб может понести не только небольшая организация, но и крупнейшая компания. Ярким примером сейчас служит скандал с модным домом Balenciaga. Последние рекламные компании бренда вышли не то, что неоднозначными, но даже шокирующими. После обвинения люксовой марки в поддержке педофилии и детской порнографии, последовала массовая акция по «отмене» бренда. В соцсетях блогеры демонстративно на камеру сжигали и резали вещи Balenciaga, а известные люди и СМИ все чаще выступали с осуждением бренда. Французский модный дом, конечно, не раз принес извинения и анонсировал сотрудничество с Национальным детским альянсом, но пока не ясно, поможет ли это.

        Сегодня мы, скорее, готовы простить нестандартное поведение или ошибку, которую кто-то допустил по незнанию, но она не привела к ожесточенному дискурсу в морально-этическом аспекте (вспомните, как часто в свое время журналисты делали акцент на странных рукопожатиях Дональда Трампа, но мало кто видел в этом покушение на систему общечеловеческих ценностей), а вот случаи, как с Balenciaga, просто так не забывают. Здесь уже нужно вести речь о репутационном капитале компании.

          Что нужно знать о новой этике, чтобы не допустить ошибок

          Во-первых, полезно помнить, что у современной этики нет никакого четкого устава или документа с конкретным перечным «можно» и «нельзя». В основе лежит гуманизм, дружелюбие и открытость (что бы это ни значило).

          Во-вторых, трактовка «хорошего» и «плохого», «черного» и «белого» у всех разнится. Чтобы не сталкиваться с разночтением норм морали у разных сотрудников, лучше закрепить неким внутренним этическим кодексом, что в конкретной организации считается приемлемым, а от чего нужно воздерживаться. Здесь же обычно фиксируют ценности компании, ее миссию и настоятельно рекомендуют сотрудникам разделять эти идеалы и идти в ногу с работодателем. Ведь сегодня неоднозначного заявления в соцсетях одного из специалистов компании достаточно, чтобы бросить тень на всю организацию в целом.

          В-третьих, будет не лишним добавить конкретики и разобраться с тем, что условно новая этика включает в себя:
          • борьбу с разными видами дискриминации (по полу, по возрасту, по расе и т.д.) – толерантность высокого уровня и поддержание разнообразия в коллективе (diversity),
          • экологичность деловых коммуникаций с клиентами и между сотрудниками, здоровую среду в коллективе (борьба с харрасментом, буллингом, токсичностью и т.д.)
          • поведение в цифровом публичном пространстве (разделение интернет-контента по принципу «личного» и «рабочего», «приемлемого» и «на грани»).

          Чем понятнее и доступнее станут такие правила для сотрудников, тем больше шансов, что коллектив будет выступать поддержкой и опорой в репутационном плане для своей компании, а не вызывать каждый раз опасения, что в любой момент кто-то может совершить непоправимый промах. А если не просто вручить команде этический кодекс, но и обсудить его, ответить на все вопросы, провести обучение или просто хорошо мотивировать эти корпоративные нормы, то шансы на то, что сотрудники будут практиковать самоконтроль, сильно возрастут. Доверять своим людям и быть уверенными в том, что они находятся с компанией в единой системе координат и не требуют постоянного надзора (даже вне работы) – это невероятно важный фактор в современных реалиях. Нужно просто коллективно договориться, чего мы ждем от сотрудников, а от чего абстрагируемся – тогда становятся понятны правила игры. А в таком непростом деле как новая этика – это ключевой момент.
            Вам также может быть интересно: