Деловой этикет сегодня так же важен, как и раньше. Никто не отменял необходимости ориентироваться в очередности приветствий и представлений, корректности рукопожатий и так далее. Но удивительным образом сегодня общество становится гораздо лояльнее к такого рода ошибкам. Мир видел Барака Обаму (в бытность свою президентом США), жующего жвачку во время присутствия на военном параде в Индии, Бориса Джонсона в качестве премьер-министра Великобритании, который позволил себе поставить ногу на стол в ходе встречи с президентом Франции, Билла Гейтса, который в какой-то момент своего визита Южную Корею положил левую руку в карман во время рукопожатия с президентом страны-хозяйки мероприятия. Мы, конечно, знаем еще множество других подобных примеров, которые демонстрируют, скорее, недостаточное знание манер, культуры поведения, такта, но не напрямую трактуются общественностью как попытка попрать мораль. Наверняка, подобные истории нередко случаются и с деловыми людьми меньшего размаха личности и уровня медийности, но о них нам мало что известно.
Понятно одно: оплошности, связанные с незнанием этикета, как внешнего проявления правил поведения, прощают сегодня куда как более охотно, нежели ошибки, в основе которых лежит нарушение норм этики и морали.
Причем речь идет не обязательно о личном бренде – это может быть корпоративный кейс. И колоссальный ущерб может понести не только небольшая организация, но и крупнейшая компания. Ярким примером сейчас служит скандал с модным домом Balenciaga. Последние рекламные компании бренда вышли не то, что неоднозначными, но даже шокирующими. После обвинения люксовой марки в поддержке педофилии и детской порнографии, последовала массовая акция по «отмене» бренда. В соцсетях блогеры демонстративно на камеру сжигали и резали вещи Balenciaga, а известные люди и СМИ все чаще выступали с осуждением бренда. Французский модный дом, конечно, не раз принес извинения и анонсировал сотрудничество с Национальным детским альянсом, но пока не ясно, поможет ли это.
Сегодня мы, скорее, готовы простить нестандартное поведение или ошибку, которую кто-то допустил по незнанию, но она не привела к ожесточенному дискурсу в морально-этическом аспекте (вспомните, как часто в свое время журналисты делали акцент на странных рукопожатиях Дональда Трампа, но мало кто видел в этом покушение на систему общечеловеческих ценностей), а вот случаи, как с Balenciaga, просто так не забывают. Здесь уже нужно вести речь о репутационном капитале компании.