- Желательно не сразу отвергать критическое замечание — «Этого не может быть!», а сначала разобраться в ситуации, задуматься на пару секунд, так ли в действительности неправ собеседник.
- Не стоит подключать агрессию и слишком эмоциональное возмущение: «Как вы можете такое заявлять! Я профессионал! Я 20 лет этим занимаюсь!». И у профессионалов бывают ошибки, и профессионалам всегда есть, к чему стремиться. Возможно, это прекрасный шанс выйти на новый уровень.
- Не нужно открыто или косвенно обвинять собеседника в его собственной ошибке или неправильном понимании темы: «Вы точно хорошо разбираетесь в этом вопросе? Потому что есть ощущение, что вы судите поверхностно». Лучше предложить совместно конструктивно разобрать ситуацию.
- Услышав в свой адрес критическое замечание, не стоит сразу впадать в ступор или в уныние: «Да? Вы считаете, что я не совсем верно справился с задачей? Это печально. Я очень старался. Что ж поделаешь – попробую заново все подготовить. Надо же, как так получилось, ума не приложу…»
- Не стоит уходить в глухую оборону: «О чем вообще вы говорите? Я точно справился со своим объемом работы на ура. Это подтвердили все коллеги. Не вижу поводов для дискуссии. Не понимаю ваших претензий. Этим вообще обычно занимается Елена Павловна, а я, напомню, и вовсе специалист другого отдела»
- Не нужно делать вид, что совершенно не понятно, что, собственно, происходит:
— Вы некорректно подготовили отчет. В нем несколько неточностей— Я подготовил отчет вовремя и очень старался. Надеюсь, мои усилия будут оценены по достоинству! Умение справляться со своими эмоциями, видеть в словах других людей для себя не столько укор, сколько пользу, проявлять уважение к чужому мнению и при этом не терять собственное достоинство – ценнейшие навыки. Начинать их отрабатывать можно уже сейчас!