Хорошие манеры.
Зачем и почему
Write Close
Close
Связаться
Whatsapp
Viber
Mail
Phone
Татьяна, вы довольно давно усердно занимаетесь изучением этикета, хороших манер, протокола. По сути- того, что принято называть "торжественными пустяками". Даже стараетесь на своих лекциях скучную теорию взбодрить интересной практикой. Это утверждает ваш персональный сайт. Зачем ворошить пустяки и скуку?
Не совсем корректный вопрос, а слово "пустяки" вырвано из контекста Дословно цитата Жюля Камбона, на которую вы ссылаетесь, звучит так: «Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными. Но не соблюдать их так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обувь при входе в мечеть. В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках...»

Заметьте, речь идет только о протоколе, а не об этикете или хороших манерах. Разница в том, что протокол в общем смысле - это четкая последовательность действий и церемоний: будь то обмен деловыми подарками или инаугурация. И в этом его неизменная торжественность. Протокол может быть государственным, дипломатическим, деловым. Протокольная практика каждой отдельной страны или культуры может несколько отличаться от других. А вот хорошие манеры – это, своего рода, естественное «эсперанто» в невербальном варианте: тот «язык», который понятен всем, и одинаков во всем мире.

Хорошие манеры, прежде всего, предполагают постановку чужих интересов выше своих, чтобы обеспечить окружающим комфорт при коммуникации, в том числе и невербальной.

А вот этикет, в отличие от манер, может видоизменяться в зависимости от культуры страны, религии, контекста ситуации, специфики сообщества и так далее. Этикет – это свод определенных правил культурного общения.

Если говорить общими словами, то:
Хорошие манеры отвечают на вопрос «ЧТО делать?»
Этикет отвечает на вопрос «КАК делать?»
Протокол отвечает на вопрос «КОГДА делать?»
К сожалению, мне кажется, мало кто у нас разбирается в таких тонкостях. Зачастую хорошие манеры принимают за манерность, а этикет демонстративно игнорируют как пережиток прошлого.
Увы, это так. Не случайно ведь популярный совет "будь проще и к тебе потянутся люди" до сих пор выдается чуть ли не за афоризм, сгусток мудрости. А народная поговорка на этот счет о том, что "простота хуже воровства", почему то вспоминается редко.

На мой взгляд, официальная советская пропаганда десятилетиями сознательно упрощала, нивелировала правила этикета и хорошие манеры в обществе.

Это при том, что этикет в России имеет вековые традиции, свои исторические особенности. Их не удалось выкорчевать и уничтожить. Они заметно возрождаются сегодня. Интерес к ним в обществе нашем возрастает.
Как вы пришли к профессиональному изучению этикета и протокола и стали экспертом в этом тонком деле?
Моя работа практически все время была связана с деловым протоколом и этикетом: от позиции бизнес-ассистента до административного директора. Постепенно мой профессиональный опыт увеличивался, а вместе с ним возрастал и статус людей, с которыми мне доводилось вступать в деловые контакты.

Так, я начала свой путь изучения основ протокола и этикета, пройдя курсы повышения квалификации в МГИМО у непревзойденного профессора П.Ф.Лядова. А когда мне посчастливилось возглавить семейный офис очень уважаемой, высокопоставленной и культурной семьи, которая много лет прожила в Европе, я столкнулась еще и с необходимостью изучить светский этикет и его особенности самым детальным образом. Мне приходилось изготавливать именные и семейные карточки и открытки, подготавливать и рассылать благодарности за поздравления, подбирать изысканные подарки, организовывать светские приемы для «высшего света», изучить обозначения дресс-кодов и уделать им постоянное внимание, овладеть искусством ведения светской беседы и много-многое другое.

Затем было обучение в Дипломатической Академии МИД РФ, членство в Национальной ассоциации специалистов по протоколу и постоянное посещение мастер-классов как российских, так и иностранных коллег и специалистов.

Уже довольно давно я веду свой авторский курс «Деловой протокол и этикет» при компании Smart and Talented и там же преподаю в школе для ассистентов. Кроме того, я являюсь преподавателем делового этикета Университета Синергия (Школа референтов). На данный момент большинство заказов мне все же приходят от компаний на корпоративное обучение, но я занимаюсь с желающими и в индивидуальном порядке, в том числе и в режиме онлайн. Корпоративное обучение я проводила в таких компаниях, как «Базовый элемент», «Мосэнергопроект», «Татспиртпром» и др. А индивидуально на обучение приходили ученики из «Роснефти», «Газпромбанка», «ВТБ» и др.
Как в вашей среде квалифицированных экспертов определяют понятие «этикет».
Вообще, понятие «этикет» не имеет единого определения. К тому же правила этикета не являются всеобщими и жестко регламентируемыми, в разных ситуациях и сообществах они могут значительно различаться. Интересно, что это сложное, многогранное понятие обычно описывают общими фразами, а вот детализируют его уже при делении на отдельные виды.

Слово "этикет" происходит от французского "l'étiquette"- ярлычок, наклейка, этикетка – то есть манера поведения, система правил социального общения в определенных повторяющихся ситуациях, примеры учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Если спрос в обществе на этикет и хорошие манеры возрастает, значит это имеет объяснение?
Все просто: каждый из нас немножко эгоист, что вполне нормально. Поэтому мы прежде всего заботимся о своем имидже, то есть о том, какое впечатление мы создаем у окружающих. Это тоже естественно, если живешь не на необитаемом острове.

А что такое имидж в образном, так сказать, представлении? Это своеобразный часовой механизм. Имидж в принципе состоит из большого числа составляющих элементов: как мы одеты, как мы причесаны, как мы говорим, что мы говорим, что мы дарим, как мы едим, ходим, здороваемся, пишем и так далее и тому подобное.

Если все эти составляющие собрать воедино, то как раз и получится "часовой механизм" нашего имиджа. Как только мы приводим в соответствие хотя бы один из элементов (шестеренку), остальные части начинают также подстраиваться, крутиться – и механизм приходит в действие. Если я одета в соответствии с указанным в приглашении на официальный прием дресс-кодом, то я чувствую себя увереннее, у меня выпрямляется осанка, моя речь становится размереннее и лаконичнее, мои жесты постепенно приобретают грацию, и мне автоматически хочется применять все те знания хороших манер, которые генетически прячутся в недрах моего подсознания.

В итоге- окружающие видят во мне воспитанного, интеллигентного человека, хорошо знакомого с правилами этикета. Я для них "свой", меня принимают в свой круг.

А что стало причиной такого желаемого отношения ко мне?Знание правил дресс-кода! И все остальные элементы имиджа заработали-закрутились как шестеренки в автоматическом порядке.

Кстати, у этого часового механизма есть и оборотная сторона: даже, казалось бы, маловажный сбой в работе системы способен разрушить все впечатление о человеке.

Нельзя забывать о том, что, к примеру, человек, одетый в соответствии с текущими правилами, может запросто испортить впечатление о себе вульгарным тоном беседы или слишком развязной позой. Он может первым протянуть руку старшему по возрасту при знакомстве, и в светской ситуации окружающие, как и его визави, моментально сделают выводы о его невоспитанности. Имидж – вопрос ответственный и гораздо более комплексный, чем может показаться на первый взгляд. И во многом он зависит от знаний этикета хороших манер.
Нередко этикет воспринимают как свод «занудных» правил.
Это не так. Многое зависит от того, как преподнести нужную информацию.

Современный темп жизни, ее интерактивность и мультимедийность, а также невероятные объемы информации, которые окружают каждого, нередко вынуждают нас отказаться от книг в пользу фильмов, от лонгридов в пользу коротких постов, от постов в Facebook в пользу фотографий в Instagram.

Плохо ли это? На мой взгляд, здесь не проблем. Мы логично адаптируемся к новым информационным условиям. Более того, как можно недооценивать ту пользу, которую приносит нам интернет , всевозможные гаджеты и электронные портативные устройства? Насколько упростился доступ к информационным ресурсам и повысилась мобильность знаний! Безусловно, у цифрового века есть и свои недостатки, но достоинства явно перевешивают.

Понимая все это, я разработала свой курс «Деловой этикет и протокол», а также все свои материалы для корпоративного и частного обучения слушателей по системе «Меньше текста – больше наглядности». Мои презентации состоят на 90 процентов из картинок и коротких видео, которые помогают легко усваивать информацию, а главное – запоминать ее, так как ассоциативное восприятие у нас обычно работает гораздо лучше, чем долгосрочная память. Эта пропорция текст-иллюстрация стала моей фирменной "фишкой".

Кроме того, я сама люблю быть up-to-date и своим слушателям стараюсь предоставить только самый свежий контент. Если я привожу примеры, то только актуальные, ну или совсем уж классические – исторические. А если я демонстрирую видео, то непременно показательные и, нередко, остроумные. Мне важно, чтобы слушатели могли периодически немного расслабляться и «выдыхать» в течении многочасовой лекции.
Многочасовой? Опасный формат...
Интенсивный практический курс по деловому протоколу и этикету
14000
р.
Продолжительность курса — 4 недели.
Занятия проходят 1 раз в неделю, по выходным, с 11:00 до 17:00 по Московскому времени.
Максимальное количество слушателей в учебном классе — 12 человек.
Если вы не успеваете попасть на занятие, вы можете подключиться к нему онлайн, а на следующий день получить запись вебинара и презентацию.
Да, мой курс состоит из четырех воскресных занятий по шесть часов каждое. Конечно, людям обычно тяжело так долго сохранять внимание и воспринимать информацию. Но! Мой интерактивный подход к организации учебного процесса, когда мы со слушателями стараемся прямо в аудитории отработать полученные знания и навыки на практике, большое количество ярких интересных и понятных образов в презентации, примеры «из вчерашнего выпуска новостей» - все это не только позволяет держать слушателей в тонусе, но и поддерживать их активность в течение всего учебного дня.

К тому же всем ученикам по окончании курса передается большие количество дополнительных материалов: форм и образцов деловых и светских документов, выдержек из законов и подзаконных актов, полезные статьи и ссылки, список актуальной тематической литературы и других информационных источников и, конечно же, сама презентация. Я, в свою очередь, всегда остаюсь на связи со своими студентами – вчерашними и нынешними.

Кроме того, у нас есть собственный групповой чат «Любителей протокола и этикета» в одном из мессенджеров – это очень удобный инструмент для обсуждения актуальных тематических вопросов и просто для общения в среде коллег и единомышленников.
Кстати, я слышал, что число ваших коллег, профессионально изучающих и преподающих основы этикета и хороших манер, с каждым годом возрастает.
Спрос рождает предложение. Только в Москве, по моим данным, специалистов по этикету и протоколу свыше четырех сотен. Потребность в хороших манерах высока. Этот приятный факт свидетельствует не только о возросшей культуре общества. На мой взгляд, причина повышенного спроса на хорошие манеры кроется в обстоятельствах, связанных с необходимостью их применении. В тех целях, к которым стремится человек, вооружаясь правилами этикета на практике.

Давайте смотреть на вещи трезво: как только человек осознанно по доброй воле пришел на обучающий курс этикета, он уже по факту стал чуть-чуть «выше», немного «лучше» и даже в какой-то степени «привлекательней и успешней".
По какому факту, ведь его рост, вес и материальное положение не изменилось пока с того момента, как он стал изучать хорошие манеры?
Его сделал лучше и успешней сам факт того, что он понял, чего ему не хватает для достижения поставленных целей, и это «что-то»- не деньги или связи, а такая эфемерная и не всегда очевидная вещь, как хорошие манеры. То есть, он уже дошел до стадии улучшения лично себя, а не внешних условий. Его духовный мир вот-вот станет еще более гармоничным, вербальный и невербальный имиджи придут в согласие, внешний вид станет отображать внутренние устои, и человек наконец-то достигнет своей цели, по крайней мере- значительно приблизится к ней.
Вы так уверенно, увлеченно рассказываете о своем деле, что невольно захотелось записаться на ваш курс.
Действительно, я с удовольствием преподаю основы протокола и этикета. Мне нравится расхожая мудрость про учителя: "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет".

Я стремлюсь быть вдохновляющим преподавателем, искренне, самозабвенно изучать этикет и доходчиво делиться знанием со слушателями.

Однажды мою лекцию заметил ведущий Радио7- Александр Лавров. На мое счастье он решил, что радиослушателям будет интересно и полезно внимать моим бодрым рассуждениям об этикете. Так появилась моя скромная программа "Хорошие манеры", которая выходила один раз в день, но затем руководство радиостанции отметило стойкий интерес слушателей к моим записям, увеличив количество эфиров программы до трех в сутки.

И если вдруг у вас появилась потребность в хороших манерах, но нет пока времени на курс моих лекций, вам достаточно настроить приемник на "Радио7 на семи холмах". Или почитать мои статьи в профильном ежемесячном издании "Секретарь-референт".

Не сомневаюсь, вы с удовольствием убедитесь, что этикет – это не занудно, чопорно и сложно, а протокол – это не только документ, который подписывают после проведения совещания.

Даже если человек не сталкивается с протокольными вопросами напрямую в своей работе, то опосредованно он все равно их встречает каждый день, слушая новости или читая прессу. А ведь слушать, читать, смотреть что-либо куда как интереснее, если понимаешь все нюансы и тонкости.

И расширяется кругозор, и возрастает культура, и повышаются знания.

Т. Н. Баранова
Made on
Tilda